Наверх

Особенности проектирования в современных условиях


Капризная Дама История не сохранила нам имен строителей или подрядчиков Зимнего дворца, Смольного собора или усадьбы Царицыно. Но многим поколениям и народам известны улица архитектора Росси, великолепное барокко Растрелли, дивные творения Кваренги, Монферрана, Баженова или Ринальди.
Советский образ жизни, равно как и требования к внешнему облику зданий, не располагал к увековечиванию имен архитекторов, да и вряд ли изобретатели "хрущевок" или малогабаритных панельных квартир мечтали о том, чтобы их имена были на слуху у проживающих в этом "чуде социализма".
Облик новейшей России меняется стремительно, города как будто поставили себе задачу превзойти друг друга в новейших, неповторимых, фантастичных архитектурных ансамблях. Архитекторы создают невероятные проекты жилых домов, офисных зданий, торговых центров, театров - но только кто же знает их фамилии? На слуху по-прежнему крупнейшие застройщики, которые далеко не всегда реализуют проект так, как задумывал архитектор.
Пришло ли время вернуть из небытия имя Мастера, который бы руководил всем - от проекта до строительства, но и отвечал бы за все - до последнего штриха и дверной ручки? Да и как это можно сделать в современных условиях? Эту животрепещущую тему мы обсудили с главным архитектором проекта архитектурной мастерской Градостроительной группы МГПМ Алексеем АЛЕКСЕЕВЫМ.
- Алексей Борисович, Вы - архитектор с многолетним творческим стажем. Год от года Вы создаете проекты зданий, отражая свою фантазию и талант на бумаге - а затем отдаете эскизы и чертежи в руки строителей. Там же их судьба может быть весьма и весьма незавидной. Не хотелось бы как-нибудь на нее повлиять?
- Конечно, хотелось бы! Мы ведь отдаем заказчикам многомесячный труд большого коллектива и честно надеемся, что здание будет построено именно так, как мы его спроектировали. Да, есть авторский надзор, но далеко не всегда мы можем вовремя остановить те изменения в проекте, которые вносит заказчик по мере строительства здания. Кроме того, довольно часто первоначальный проект и эскизы разрабатывает один архитектор, а рабочие чертежи - другой, поскольку заказчику хочется сэкономить и он передает эти работы куда-нибудь в регионы. И тут уж нам остается только наблюдать, как "перерабатывается" первоначальная идея.
Нас не может устраивать такое положение дел, и мы решили понять, как можно на это повлиять - не для того, чтобы покомандовать, а для максимально качественной и профессиональной реализации проекта. Толчок к этому решению дал один объект, на котором явно проявился ряд негативных моментов в реализации проекта и во взаимодействии заказчика с подрядчиком - это крупный автосалон. Объект строится далеко не первый год, там уже сменилось пять директоров, каждый из которых имел свое видение этого объекта. Мы разрабатывали проектное решение, но затем заказчик передал документацию на дальнейшую разработку белорусскому партнеру - дешевле, послушнее и т.д. По его проекту был сделан металлокаркас сооружения, который стоит уже три года. Когда дело дошло до фасадов, заказчик опять обратился к нам, вот тут и выяснилось, что в процессе разработки документации вентилируемые фасады из композитных материалов были без согласования с нами заменены на сэндвич-панели, поскольку фирма, пообещавшая их сделать, выполнить этот заказ как следует не могла. В результате от первоначальной идеи ничего не осталось, а у нас, как мы поняли, нет никаких рычагов, чтобы заставить заказчика сделать так, как заложено в проекте.
- Не знаю, как у Вас, а у меня возникло ощущение какой-то обреченности...
- Этот весьма печальный опыт подвел нас к тому, что на следующих проектах мы начали выстраивать другие взаимоотношения с заказчиком, и помогли нам в этом заказы на два идентичных по функциям объекта: два торгово-офисных здания. Для первого здания мы сделали эскизный проект и утверждаемую часть проекта, но потом заказчик из соображений экономии передал дальнейшее проектирование в другую организацию далеко за пределами Москвы и Московской области, результатом чего стали нарушения первоначальных проектных решений. У заказчика появилось стойкое ощущение, что коллеги с проектированием вентилируемых фасадов не справятся, и он снова обратился к нам за помощью.
Когда нам была передана наработанная в этой организации документация, в частности по монолитным конструкциям, мы поняли, что это отличается от того, что было сделано нами, причем без каких-то согласований, и сильно отличается от того, что уже построено. То есть процесс со стороны проектировщиков практически не контролировался, они легко соглашались с определенными изменениями, не неся никакой ответственности за конечный результат.
Мы поняли, что наше участие в проекте должно заключаться не только в разработке фасадов, и начали убеждать заказчика, что если он хочет получить грамотное конструктивное решение и качественное исполнение, наше участие в выборе подрядчика просто необходимо.
- Прямо скажем, нетрадиционный подход к решению проблемы!
- Да, особенно если учесть, что эти работы не являются нашей непосредственной задачей при проектировании, а следовательно, за них заказчик должен платить отдельно. К счастью, заказчик этого объекта - Торговый дом МООН г. Мытищи - тоже понял, что при выборе подрядчика руководствоваться только одними экономическими критериями нельзя.
Поэтому между нами был составлен договор, согласно ему мы должны были контролировать документацию, которая приходила от сторонних проектировщиков по основным конструкциям здания, и провести переговоры и консультации с подрядчиком.
Нас при выборе подрядчика очень интересовало, насколько грамотный у него проектный коллектив, поскольку только это условие дает возможность разработки узлов в новых современных конструкциях без изъянов. На этом этапе сразу отпадали фирмы-однодневки, потому что они себя созданием такого отдела не утруждают. Следующий этап наших поисков состоял в задании всем соискателям (а их было чуть меньше десяти) представить свои решения под заданный проект. Были предложения, которые удовлетворили нас сразу, с кем-то из соискателей пришлось встречаться по 3 - 4 раза. И для того чтобы завершить этот конкурс, мы попросили всех потенциальных подрядчиков подготовить опытные образцы. Знаете, у нас одно время все комнаты были заставлены кусками фасадов!
В конечном счете, в этом тендере по всем параметрам - по деньгам, по оперативности принятия решения и грамотности организации производства - была подобрана фирма "Албитек" , г. Москва, максимально отвечающая нашим условиям, и заказчик с таким выбором согласился.
- Но ведь наверняка были соискатели, которые предлагали и меньшие деньги, и меньшие сроки! Как удалось доказать заказчику, что с ними иметь дело не стоит?
- Опыт показывает, что даже если на тендере запрашиваются меньшие средства, то затем подрядчик предлагает заключить массу дополнительных договоров, объясняя это тем, что условиями конкурса такие работы не оговаривались. Мы постарались избавить заказчика от этой проблемы.
Ну и, конечно, при том, что крупные профессиональные компании предлагали выполнить заказ за б - 8 месяцев, были удальцы, которые обещали сделать его за три. Тут уже заказчик должен понимать, что это сделать невозможно, и конкурс дал ему основания отказаться от такого "выгодного" предложения. В этом и преимущество тендера с участием архитекторов: профессионалы в состоянии оценить, что, какого качества и в какие сроки можно сделать, а вот заказчик такого опыта не имеет.
Таким образом, конкурс позволил ему сделать лучший выбор, а потом аргументированно отстоять свое решение. Мы же в результате сняли с себя массу проблем, приобрели новых надежных партнеров и заказчика, который в дальнейшем намерен работать только с нами и не раздавать подряды другим организациям, с которых потом и спросить нечего!
- Что ж, опыт, действительно, удачный. Но Вы упомянули о втором подобном объекте...
- Да, одновременно с этим идет строительство другого такого же комплекса по нашему проекту. Когда мы предложили уже этому заказчику организовать подобный конкурс, на словах вроде было понимание, но потом, когда зашел разговор о деньгах, понимание исчезло, и заказчик решил провести тендер сам.
В результате на конкурс вышло 40 претендентов, и из них была выбрана достаточно молодая фирма, единственное достоинство которой - несколько переманенных из других компаний сотрудников, а вот уверенности в том, что заказ будет выполнен качественно и в срок, пока нет. Мы восприняли эту ситуацию как негативную, потому что заказчик заранее запланировал себе (и нам!) проблемы и с качеством, и со сроками сдачи объекта.
Анализ всех трех ситуаций меня как главного архитектора проекта приводит к мысли, что участие проектировщика в работах с заказчиком при выборе подрядчика крайне необходимо, и это на сегодняшний день единственно правильный путь.
- Но ведь практически никогда проектировщики не участвуют в выборе подрядчика... Да и хотят ли они этого?
- Видите ли, здесь еще, кроме всего прочего, встает вопрос ответственности, поскольку в случае каких-то сбоев или проблем отвечать будет проектировщик, который проводил конкурс. Мы эту ответственность взять на себя готовы - у нашей компании большой профессиональный опыт и хорошая репутация. Мы прекрасно понимаем, что проведенный нами конкурс далек от мирового опыта, но это отклик на конкретные "исторические" условия. Нам было бы интересно узнать, занимается ли кто-нибудь из коллег подобными работами.
Раньше архитектор своим именем отвечал за все - и это был правильный подход. Мы сейчас преодолеваем издержки советского времени, когда главным был строитель. Мне кажется, пришло время вернуть архитекторам их ведущую роль. И если пока хотя бы заказчики осознают, что реализация проекта, вплоть до строительства, должна идти с привлечением архитектора и проектировщика, первый шаг на этом пути будет сделан.
- Вы уже упомянули, что у МГПМ богатый профессиональный опыт. В чем он заключается?
К нашей беседе присоединяется директор компании Александр Леонидович ДАНИЛИН.
- Наша компания была создана в начале 90-х годов прошлого века и была ориентирована на удовлетворение потребностей в проектно-изыскательских работах строительного комплекса Московской области. Сейчас наша компания
- одна из самых крупных из вновь созданных и насчитывает 150 проектировщиков. Традиционно в портфеле заказов присутствуют муниципальные объекты: детские сады, школы, бассейны и т.д. Мы принимали участие в проектировании ледовой арены "Мытищи" - разрабатывали совместно с фирмой SKANSKA технико-экономическое обоснование проекта, проектировали инженерные сети, благоустройство.
Сегодня у нас сформирован довольно большой портфель заказов, в котором вторая очередь Ледового дворца, торгово-офисные центры, а также разработка градостроительной документации (проекты планировки, проекты межевания) для городских и сельских территорий - это очень интересная работа. Нужно решить сегодня, как люди будут жить завтра.
- За 15 лет численность Вашей компании выросла. Это было обусловлено ростом заказов? И где Вы нашли столько архитекторов?
- Конечно, рост компании без заказов невозможен, поэтому новые проектировщики появлялись под новые проекты. Что касается архитекторов, так нас и Москву разделяет только МКАД. Кроме того, у нас работает талантливая молодежь из регионов, из стран СНГ, причем появляются очень хорошие архитекторы.
У нас много молодых специалистов, мы с удовольствием принимаем их на работу, учим, делаем из них мастеров. Средний возраст сотрудников нашей компании - 41 год и, например, за четыре года он не изменился.
- Сколько же проектов одновременно находится в работе?
- Несколько десятков. Мы как-то в течение года делали помесячный учет и выяснили, что в среднем каждый месяц в работе было около 100 договоров в разной стадии реализации. Это жилые дома, торговые и офисные центры, склады и подземные гаражи и т.д. И, конечно, очень много градостроительной документации.
- Насколько Ваше имя узнаваемо?
- В профессиональной среде - узнаваемо, на уровне потребителя - вряд ли, там гораздо большее значение пока имеет имя застройщика. Но не это главное - нужно, чтобы наши проекты реально влияли на создание благоприятной комфортной городской среды.
После "Зодчества-2008" , в котором мы участвовали с несколькими проектами, от президента Международной академии архитектуры Георги Стоилова нам пришло приглашение принять участие в архитектурном фестивале "Биенале" в Софии. Мы там представляли проект офисного центра, который сейчас уже строится, и он имел успех.
В середине 90-х мы проектировали жилой дом "Лесная сказка" , который строился среди старой застройки и пятиэтажек. Волей-неволей этот дом задал архитектуру целой улицы, и все остальные строящиеся дома гармонировали с первым. Сейчас эта улица очень красиво выглядит, она получила хорошее, достойное лицо. Вот этим и нужно гордиться!


Ваше мнение:


Введите код: