Наверх

Вступление России в ВТО: новая страшилка или реальная угроза для строительного бизнеса

Последние несколько лет Россия ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Подобный шаг не может не вызывать острой дискуссии его сторонников и противников. Очевидно, что это решение имеет множество достоинств, равно как и существенные недостатки. Для обсуждения возникшей проблемы собираются различные конференции и совещания, подчас на достаточно высоком уровне,

Одним из таких мероприятий можно считать конференцию, проходившую в Кремле 11 декабря: "Россия и ВТО: услуги, транспорт, связь". Среди выступающих был заявлен ряд руководителей Государственной Думы, Совета Федерации, министерств и ведомств, ведущих компаний в этой области. Однако выступающих было значительно меньше, а в зале почти треть участников (а их было менее 1000) составляли студенты московских вузов, весьма далекие от этой проблемы. Конференция продолжалась немногим более трех часов вместо запланированных тести.

В выступлениях всех (подчеркиваю - всех!) участников говорилось о массе проблем, которые несет за собой вступление России в ВТО. Это и существенное различие тарифов на энергию, и наличие крупных естественных монополий, и слабость страховой и банковской системы России, и отсутствие законодательства, защищающего российских производителей, и т.д. Короче говоря, тем для обсуждений было множество, но создавалось впечатление, что организаторы не смогли передать свою озабоченность ведомствам, за исключением, может быть, Минэкономразвития России, от которых зависят условия вступления России в ВТО.

В кулуарах довелось услышать сожаление, что организации конференции по столь серьезной проблеме не было уделено достаточно сил и внимания, а ситуация действительно очень неоднозначная.

Кроме того, становится все более очевидным, что далеко не все наши товаропроизводители представляют себе последствия присоединения России к ВТО для себя лично. Прежде всего нас беспокоили возможные осложнения для предприятий строительного комплекса и стройиндустрии. Как следует из материалов, предоставленных нам Торгово-промышленной Палатой России, предприятия строительного комплекса могут быть затронуты по двум позициям: обязательства, которые Россия возьмет на себя по уровню импортных пошлин на стройматериалы, и обязательства России по допуску иностранных компаний на отечественный рынок строительных услуг.

Согласно данным ТПП РФ "...связанные ставки импортных пошлин (конечный уровень связывания) на строительные материалы либо не изменятся вовсе (штукатурные материалы, известь, цемент), либо будут снижены максимум на 2,7% (изделия из древесины). Расчеты показывают, что либерализация импорта стройматериалов, если и приведет к сокращению внутреннего производства, то незначительно - менее 0,1%. Льготный период по товарам стройиндустрии составит от 1 до 4 лет. Таким образом, вступление России в ВТО, по-видимому, относительно слабо отразится на внутреннем производстве стройматериалов".

Представленные расчеты, на первый взгляд, успокаивали, но, как следует из этих же материалов, "...опросы российских предпринимателей показывают, что готовыми к работе в условиях членства в ВТО считают себя около 10% деловых людей".

Далее следовал перечень необходимых мероприятий, начиная от разработки обоснованной отраслевой политики и создания механизмов временной господдержки предприятий до срочной организации подготовки специалистов по вопросам ВТО, включая вопросы внешней торговли, инвестиций и антидемпингового законодательства.

Стало очевидным, что невозможно замыкать круг вопросов только на производстве стройматериалов и строительных услугах. Каждое предприятие стройкомплекса должно четко и ясно представлять себе все последствия вступления России в ВТО и связанные с этим свои действия.

За более подробным комментарием мы обратились к вице-президенту Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации Георгию Петрову.

- Георгий Георгиевич, мне кажется, что далеко не все представляют себе политические и экономические последствия вступления России в ВТО, а те, кто представляет, не могут донести до широких масс свою озабоченность...

- Создается впечатление, что этот вопрос действительно излишне политизирован. Понимаете, в международной торговле существует целая группа соглашений, которые в любом случае нам не мешало бы знать. Почему? Потому что независимо от того, находимся ли мы в ВТО, ведем ли переговоры о присоединении или приостанавливаем этот вопрос, - эти соглашения все равно определяют мировую торговлю товарами и услугами. Даже если страна не является членом ВТО, она вынуждена следовать этим соглашениям. Ежели какой-то торговый партнер их нарушает или применяет меры, которые противоречат нормам и правилам ВТО, наказание следует незамедлительно. Вот почему хотелось бы подчеркнуть, что не нужно слишком политизировать этот вопрос лучше перевести его в прагматическую плоскость.

Нельзя сказать, что мы так уж далеки от ВТО, ибо те предприятия, которые уже участвуют в международной торговле, либо предлагают какие-то товары, услуги на международном рынке, либо пользуются товарами и услугами иностранных поставщиков, - во всех случаях ощущают на себе, что такое нормы и правила ВТО.

- Но вступление России в ВТО коснется уже всех предприятий, а большинство из них, как мне кажется, не представляют всей опасности этого шага. Многие предприятия стройкомплекса занимают, как правило, небольшой сегмент российского рынка, неплохо в данный момент себя в нем чувствуют и ни о какой политике развития даже не задумываются. Видимо, это касается не только строительного комплекса, но они наиболее уязвимы...

-Я бы не сказал, что строительный комплекс наиболее уязвим.

Так сложилось, что с развитием крупнопанельного домостроения в СССР мы потеряли строительство как искусство, и у нас в основном сформировался класс не строителей, а монтажников. Вспомните, что где-то с середины 80-х годов. когда речь шла о реконструкции или реставрации старинных зданий, представляющих архитектурную ценность, наши строители этого сделать не могли. Уже тогда мы были вынуждены привлекать финских, турецких, югославских специалистов. К счастью, с резким падением крупномасштабного жилищного строительства, с началом индивидуального строительства эта отрасль получила новое рождение.

Говоря о строительстве и о стройиндустрии, следовало бы подчеркнуть два очень важных момента: во-первых, состояние стройиндустрии в целом является определяющим для развития всего народного хозяйства страны. Не случайно начало инвестиционной активности, более высоких темпов роста в строительстве - это самая лучшая лакмусовая бумажка, которая характеризует, здорова экономика страны или нет. Я бы сказал, что любой экономический рост в любой стране начинается именно со строительства.

Второй комплекс вопросов, который необходимо иметь в виду: строительство как вид услуг нельзя рассматривать в отрыве от стройиндустрии. С началом экономических реформ строительство стало жить и работать совсем по-иному во многом благодаря тому, что в начале 90-х годов этот рынок оказался открыт. Пользуясь слабостью отрасли, производящей стройматериалы, экспортеры многих стран стали весьма успешно осваивать российский рынок. Они захватывали целые сегменты в поставке отделочных, кровельных материалов, мебели и т.д. Слава Богу, что мы хотя бы сохранили производство цемента, наладили производство - и тоже далеко не сразу- конкурентоспособного кирпича, хотя вы наверняка помните, как в 80-х годах для многих московских объектов кирпич привозили из Финляндии.

До сих пор зависимость нашей стройиндустрии от импортных стройматериалов очень высока. Но ситуация постепенно меняется, появляются очень неплохие отечественные стройматериалы - за счет инвестиций, кооперационных связей, освоения новых технологий. Это говорит о том, что рынок - и весьма эффективный -действует.

Но, когда мы говорим о проблематике вступления России в ВТО в этой части, эти сегменты рынка нужно рассматривать отдельно друг от друга. Почему?

Если мы говорим о стройматериалах, то здесь в основном проблемы лежат в области доступа на наш рынок иностранных товаров, а это одна из важнейших составных частей переговорного процесса присоединения России к ВТО, Изначальная позиция нашей переговорной команды сводится к тому, что каких-либо новых угроз для производства строительных материалов мы, откровенно говоря, не видим. Сохраняется достаточно большая степень тарифной защиты по большинству позиций.

Однако здесь существуют определенные противоречия, поскольку стройиндустрия выступает в качестве потребителя строительных материалов. Она-то заинтересована в максимальной открытости рынка, в минимальных пошлинах, в этом заинтересован и широкий круг потребителей - тех, для кого строят. Чем дешевле стройматериалы, тем дешевле объект, тем меньше мы будем платить при покупке жилья. Но есть интересы и отраслей, производящих стройматериалы. Здесь, конечно, нужен разумный баланс, разумная конкуренция, чтобы она подстегивала научные разработки, обновление основных фондов и так далее.

Совсем в другой плоскости нужно рассматривать строительство, поскольку здесь речь идет о доступе на рынок не товаров, а услуг. Каких-либо ограничений в переговорной позиции не выдвигается, кроме одного: режим присутствия физических лиц. Полностью открывать рынок и отдавать иностранным контрактам наш строительный рынок было бы неразумно. У нас уже появились опытные и вполне конкурентоспособные строительные компании, которые могут выполнять самое сложное строительство на более благоприятных условиях, чем иностранные конкуренты. Я не вижу необходимости открывать полностью рынок для иностранных строительных рабочих, В соглашениях с ВТО в строительных проектах с общим числом занятых более 100 человек предусматривается не менее 50% российских строителей. Мне кажется, что эта норма - достаточное средство защиты, которое вполне могло бы обеспечить рыночную конкуренцию и в то же время защитить наши интересы.

Поэтому, возвращаясь к проблематике присоединения к ВТО, могу сказать, что процессы вовлечения России в международный рынок труда, в глобальную экономику настоятельно выдвигают требования к повышению конкурентоспособности всех отраслей. В равной степени это относится к строительству. Чем более конкурентоспособна эта отрасль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, тем безопасней будет для строительства этот шаг.

- Но присоединение России к ВТО предполагает не только приход каких-либо предприятий, услуг к нам, но и выход наших предприятий на международный рынок. У нас есть какие-либо отрасли строительства и стройиндустрии, которые могли бы достойно конкурировать на мировом рынке по ценам, качеству и так далее?

- Даже в советские годы, когда мы занимались техсодействием в широких масштабах, речь шла исключительно о промышленном строительстве. Мы строили крупные промышленные объекты, такие, как металлургические комбинаты, гидро- и теплоэлектростанции.Нам представляется, что именно в этих сегментах наша строительная отрасль сохранила наиболее высокую конкурентоспособность. Другое дело, что осуществлять такого рода строительство без государственной поддержки ни одна компания не сможет. Во-первых, это очень капиталоемкие мероприятия, никто за строительство плотины или металлургического комбината не заплатит наличными, значит, нужны кредиты. Наши коммерческие банки вряд ли смогут предоставите такие кредиты на конкурентной основе, поэтому нужна система экспортно-импортных банков.

Во-вторых, необходима система страхования экспортных кредитов. Хорошо, что Правительство приняло ряд важных решений в этом направлении, но пока это только намерения, а не реальность. Вы же понимаете, что такие объекты промышленного строительства будут осуществляться в странах с достаточно большой степенью риска. Без страхования экспортных кредитов ни один финансовый институт, не имея определенной поддержки со стороны государства, вряд ли решится на выделение крупных финансовых ресурсов. Значит, эта структура также должна обязательно присутствовать. Вот тогда, как мне представляется, некоторые наши строительные компании окажутся вполне конкурентоспособными. Сегодня даже в отсутствии всех этих механизмов есть весьма удачные примеры строительства нефте- и газопроводов, систем мелиорации и водоснабжения, освоения нефтяных месторождений в зарубежных странах. Это сильные стороны наших компаний, которые после присоединения к ВТО получат еще один инструмент для проникновения на внешний рынок.

- Еще один круг вопросов присоединения России к ВТО - место банков в этом процессе. Как пример, недавно прошла информация, что один из австрийских банков готов предоставлять кредиты на строительство в России, но только в том случае, если это будут австрийские организации. Не является ли это неким скрытым проникновением на российский рынок?

- Понимаете, в таком случае иностранные банки будут кредитовать сами себя, свои строительные компании. Я бы сказал, что потребность в здоровой банковской сети в России огромна. Строительство - это всегда кредиты. К сожалению, у нас пока так и не получила развитие ипотека, что крайне необходимо для решения жилищной проблемы. Если мы ограничиваем строительство или совсем отказываемся от бесплатного жилья, то иного пути мир пока не придумал. Здесь, как нам представляется, места хватило бы всем - и российским банкам, и иностранным. Другое дело, что наша банковская сеть, оправившись после потрясения 1998 года, пока еще не в состоянии представить весь пакет услуг своим клиентам.

Я не думаю, что нам нужно идти по пути некоторых стран Центральной и Восточной Европы, которые присоединились к ВТО, полностью открыли свой рынок и полностью же утратили национальную банковскую систему. Ведь в Венгрии, Чехии национальных банков практически не осталось. У нас иной размер страны, трудно себе представить, что иностранные банки дойдут до самых крайних территорий. Еще более сомнительно, что эти банки сегодня готовы к работе на всю Россию, Если ДойчеБанк, работающий в Москве, еще может работать как ДойчеБанк в любой другой стране мира, то трудно себе представить, что в каком-нибудь небольшом российском городе он будет работать так же, как в небольшом немецком городке. Поэтому наша банковская сеть должна выполнять свои функции.

Другое дело, что разумная банковская конкуренция необходима, это будет подстегивать и наши банки. Приводимый же вами пример показывает, что если уповать только на иностранные банки, мы и будем получать такие вот условия. Иностранные банки будут кредитовать их экспорт к нам, но вряд ли стоит надеяться, что они будут кредитовать наш экспорт к ним.

- Вы упомянули проблемы жилищной ипотеки в России. Известно, что наши банки выдают ипотечные кредиты минимум под 15 - 18% годовых в рублях, но иностранные банки имеют возможность выдавать длинные кредиты под гораздо более низкие проценты. Не вытеснятся ли наши банки иностранными из этого сектора просто в силу того, что те богаче?

- Понимаете, ни один банк не может предоставлять деньги под процент, который ниже, чем инфляция. Наши банки предоставляют дорогие кредиты только по одной причине - у нас инфляция все еще измеряется двузначной цифрой. Иностранные банки могут предоставлять более дешевые кредиты, но они будут исчисляться в евро, в американских долларах


Ваше мнение:


Введите код: