Опалубка: прорыв не за горами?

Опалубка: прорыв не за горами?
Российский рынок опалубки имеет свои специфические особенности, которые отличают его от уже устоявшихся и "работающих как часы" рынков западных стран. Это можно сказать не только о цене и качестве продукции, но и сроках поставок, оборачиваемости, трудозатратах, транспортировке и т.д. Короче говоря, обо всем, что имеет непосредственное отношение к экономике опалубочных систем.

Сроки поставки опалубки



Большое значение для тех, кто осуществляет монолитное строительство, имеют и сроки поставки опалубки. В настоящее время они составляют в среднем от двух до четырех недель. Это время поставки 700-1000 квадратных метров опалубки на сравнительно небольшой строительный объект.
Нормативный запас на складах в большинстве компаний-поставщиков составляет примерно такие же объемы опалубки. Больше он только в тех случаях, когда "одежка для монолита" представляет собой типовую продукцию, меньше - если на складе поставщик старается держать весь ассортимент изделий для опалубки, что бывает значительно реже.

Сроки эти, кстати, вполне сопоставимы со временем, в которое осуществляются поставки опалубки из-за рубежа. Именно поэтому на нашем рынке иностранные компании могут сегодня спокойно конкурировать с отечественными производителями. А дальше уже заходит речь о цене и качестве продукции - то есть о конкретных предпочтениях заказчиков в России. Как сказал поэт: "Каждый выбирает по себе".



При всем при том, разумеется, строители хотят, чтобы опалубка была поставлена на объект "как можно скорее". И в этом их желание совпадает со стремлением производителя по возможности быстро справиться с выполнением заказа: чем раньше выполнена работа, тем быстрее получены деньги, которые можно пустить в оборот.
...Проблемы чаще всего возникают на этапе планирования строителями своих закупок. Распространенной в России практикой является очень медленное (сроком до шести и более месяцев) согласование всех деталей договоров между заказчиком и подрядчиком. Но если не готов договор - не производятся и авансовые платежи.
Опалубка
Между тем сроки строительства от всего этого ничуть не сокращаются...
В конце концов когда подрядчик, после всех проволочек, все же получает деньги от заказчика и готов купить (или арендовать) опалубку, он понимает, что за оставшиеся до начала монолитных работ на объекте дни качественную опалубку ему никто не привезет. Ведь продукции в объемах, удовлетворяющих требования всех потенциальных покупателей, как мы уже отмечали, на складах российских компаний-поставщиков попросту нет. Грубо говоря, "кто успел - тот и съел". А кто опоздал, тому, естественно, гораздо проще в данной ситуации купить "хоть что-то", пусть самого низкого качества - лишь бы не остаться совсем без опалубки и не объясняться с заказчиком по поводу задержки работ, находясь под реальной угрозой применения штрафных санкций.

Не помогут в данной ситуации, ввиду ограниченности времени, скорее всего и зарубежные производители опалубки. Даже если необходимая продукция имеется на складе, ее еще надо привезти. Нет гарантий, что не возникнет сложностей с таможней или транспортом (а ближе к концу года, когда на рубежах нашей родины скапливается громадное количество грузов и стоимость машины увеличивается как минимум на 30 процентов, такие проблемы для импортеров вполне реальны)...

Таким образом, невнимание и нежелание заказчика вникать в проблемы подрядной организации нередко приводят к плачевному итогу: на стройку поступает не та продукция, что изначально планировалась, и не та, на которую есть деньги, а, по сути, первая попавшаяся под руку...

Для поставщика опалубки в свою очередь дефицит времени чреват ослаблением контроля за качеством продукции. Времени поставщику, отметим, тоже требуется много - на заключение договора, получение денег в банке, закупку необходимого сырья, размещение заказа на производстве. А еще - на упаковку продукции, нахождение "консенсуса" с транспортниками по графикам перевозки груза и т.д., и т.п. В условиях, когда деньги от строителей поступают "в последнюю минуту", разумеется, трудно пройти всю эту цепочку без потерь.
Опалубка

К сожалению, как это часто бывает, в итоге несет ответственность (в том числе материальную) не тот, кто снимает с себя всяческую ответственность за результаты процесса, а тот, кто старается его оптимизировать. Поэтому в данном аспекте наш строительный рынок все еще очень сильно недотягивает до звания "цивилизованного"...
Надо особо подчеркнуть, при всем вышесказанном, что наши эксперты вовсе не подвергают сомнению необходимость тщательной подготовки самого договора, с ювелирной проработкой в нем всех тех мелочей, которые могут воспрепятствовать нормальной работе.

Речь идет именно о недобросовестности, слабой профессиональной отдаче, неумении и нежелании доводить дело до хорошего результата. Согласимся с тем, что это специфика не только отечественного рынка опалубочных систем, но и характеристика всего нашего строительного рынка в его нынешнем состоянии.В общем, резюмируя сказанное, каждый специалист должен занимать свое место и хорошо выполнять свои должностные обязанности. Тогда и опалубка на объект поступит своевременно, и сама стройка не выбьется из намеченного графика.
...Теперь перейдем к следующему важному показателю, каковым является оборачиваемость опалубки.

Состав и качество опалубки

Оборачиваемость опалубки напрямую связана с ее качеством. Если опалубка в состоянии выдержать большое количество контактов с бетоном, не теряя при этом в качестве работы, то это продукция, которую можно использовать многократно, на нескольких строительных объектах. Особенно большое внимание оборачиваемости (и, соответственно, качеству) уделяется тогда, когда компания-производитель сдает опалубку в аренду.

Применительно к стеновой опалубке оборачиваемость - это количество контактов с бетоном, которое может проработать тот или иной опалубочный щит. Основные элементы этого щита - ламинированная фанера, обвязывающий профиль (вертикальный ригель) и ребро (горизонтальный ригель). Есть еще герметики и шурупы, с помощью которых фанера прикручивается к вертикальным и горизонтальным ригелям.

Какие же из этих элементов влияют на оборачиваемость? Твердо можно сказать:
все! Каждый в отдельности и в сочетании с другими элементами.
Поясним это небольшими примерами. Можно взять самую качественную первоклассную фанеру (производства заводов в Чудово, Перми или зарубежную - словенскую, финскую) для опалубочного щита и привинтить ее... к тому, что у нас условно называют профилем из обычных прямоугольных или круглых труб. Увы, в этом случае вряд ли можно всерьез говорить об оборачиваемости, так как данный каркас, сделанный из труб, не предназначенных для производства стеновых щитов, не способен обеспечить плоскостности прилегания фанеры. В результате нарушается защита герметика, не выдерживают шурупы и фанера просто выпадает из каркаса. Значит, в применении высококачественного продукта не было в данном случае никакого смысла.

Точно так же не имеет смысла закупать высококачественные австрийские вертикальные и горизонтальные ригели, обеспечивающие совершенную плоскостность фанеры, если качество этой фанеры не выдерживает никакой критики. Каркас в этом случае будет служить вечно, а сама фанера будет разрушаться, потому что на ней решили "чуть-чуть сэкономить".
Только при обеспечении качества всех комплектующих можно говорить, что опалубка является оборачиваемой. И в этом деле не может быть мелочей. Например, шуруп должен быть изготовлен из нужной стали, подобран в зависимости от толщины фанеры. Профили должны обеспечивать плоскостность всей конструкции. Защитная пленка на фанере - выполняться из тех компонентов, которые обеспечивают сохранность материала. При этом фанера не должна непосредственно контактировать с бетоном - этот контакт осуществляется через специальные эмульсионные смазки. К сожалению, вместо качественного продукта, которым является "Эмульсол", у нас часто применяют какое-нибудь отработанное масло, после чего вести отделку становится весьма затруднительно.
Опалубка

Оборачиваемость опалубки

При этом оборачиваемость опалубки в первую очередь должна связываться не с циклом работы щита (сколько он "продержится"), а с качеством данной работы. То есть с тем, какую бетонную поверхность этот щит будет оставлять после себя. Скажем, если мы используем опалубку первого класса, то бетон после нее не должен подвергаться никакой дополнительной обработке, быть безупречно гладким. В противном случае опалубка не отвечает критериям классности, по которым ее позиционирует поставщик.

Проблемой для российских производителей опалубки в настоящее время является как дефицит качественных материалов, так и сравнительно узкий их ассортимент. Например, при строительстве жилья с высотой потолка в 3, 2 (таких квартир становится все больше) требуются щиты высотой 3, 30 м. Фанеру такого размера в России не производят. Еще один возможный вариант - состыковка щита высотой 3, 30 м из двух кусков фанеры, что уже само по себе ставит под вопрос смысл производства опалубки из качественных материалов (фанеры и профиля). Ведь на стыке фанера может не выдержать нагрузки... Может начаться ее разбухание и другие негативные процессы, которые быстро выведут опалубку из строя.
По экспертным оценкам, самая лучшая в мире стеновая опалубка может выдержать пять лет нормальной эксплуатации. Если 17-этажный монолитный дом строится в среднем 9 месяцев, то, соответственно, комплект высококлассной опалубки обеспечивает нужное качество поверхности стен на шести таких домах. Опалубка в этом случае делает не менее трехсот оборотов.
Что, касается отечественной стеновой опалубки, то ее качество, как отмечают все эксперты, пока далеко от мировых стандартов. И использование ее по-прежнему таит в себе сюрпризы.

Опалубка

Плюсы и затраты связанные с опалубкой


Еще одной "экономической характеристикой", которую можно применить к стеновой опалубке и опалубке перекрытий, являются трудозатраты. Как обстоит дело с ними? В чем мы здесь выигрываем или проигрываем?
Начнем опять-таки с наиболее показательного примера. Высотное строительство в Западной Европе, Канаде, странах Ближнего Востока и Южной Азии осуществляется (если мы говорим об опалубке перекрытий) с помощью так называемых "летающих столов" (летающие - потому что сделаны из алюминия. - А. В.). Это обеспечивает быстрое клонирование этажей. Строительство ведется заранее собранными модулями, которые обеспечивают быструю установку и переустановку опалубки с этажа на этаж. При этом помимо скорости строительства обеспечивается существенная экономия на трудозатратах: с работой, которую обычно делают 30 человек, успешно справляются 5-6 строителей.
В нашей стране подобные технологии пока приживаются с большим трудом. Хотя есть компании - и в Москве, и в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Воронеже, - которые их активно используют.

Повсеместная же практика в России такова: те, кто пытается по скорости возведения объектов угнаться за "более продвинутыми" в техническом плане зарубежными коллегами, как правило, используют на порядок больше рабочих и специалистов. И дело тут, наверное, не в желании или нежелании руководителей компаний. Дело в том, что подобные методы скоростного строительства, связанные с применением современных технологий опалубки, требуют хорошо подготовленных кадров. Не имея таких кадров, трудно рассчитывать на соответствие техническому прогрессу.

Следует признать, что базовую подготовку наши лучшие строительные вузы обеспечивают высочайшую. Но вот если обратиться в один из таких вузов и спросить, готовит ли он специалистов по опалубке, то ответ скорее всего будет отрицательным.
Специалисты-опалубочники сегодня между тем востребованы как никогда. Во-первых, надо самым серьезным образом контролировать каждый объект монолитного строительства на предмет правильного и эффективного использования опалубки. Правильность использования технологии напрямую связана с оборачиваемостью опалубки, ее сохранностью и скоростью строительства. Чтобы у строителей не возникало соблазна, как это часто бывает, все свои недоработки списать на "плохую" опалубку, и нужен постоянный контроль. Ясно, что осуществить его может только настоящий профессионал, шеф-монтажник, досконально разбирающийся в своем деле - не только получивший профильное образование, но и "понюхавший пороху" многих строек.

Штат шеф-монтажников нужен любой серьезной компании, специализирующейся на поставках опалубки, занимающейся инжиниринговым сопровождением, осуществляющей авторский надзор. В нем должны состоять также несколько проектировщиков, которые могли бы объяснить тому же шеф-монтажнику на стадиях проектирования, подготовки контракта договора на покупку опалубки то, как данная опалубочная система "работает" в реальных условиях стройки. Кроме того, в штате компании должны состоять как минимум два-три руководителя проекта, каждый из которых курировал бы не более десяти разных объектов - больше просто физически не успеть.

Таким образом, "на жаловании" только в одной компании, занимающейся инжиниринговым сопровождением, должны состоять как минимум два десятка высококлассных специалистов в области опалубочных систем! Об этом сегодня, разумеется, приходится лишь мечтать.


Кто продает опалубку?


А что представляют собой компании, которые занимаются поставками опалубки на российском рынке, в каком объеме они ведут продажи?
Эти фирмы, по мнению экспертов, условно можно разделить на несколько основных разрядов:

* компании-дилеры, работающие "от заказа до заказа" и продающие не какую-то определенную продукцию, а только ту, что сегодня востребована строителями;

* отечественные заводы-производители, которые выпускают в среднем 4 тысячи кв. м стеновой и от 1, 5 до 2, 5 тыс. кв. м стальной опалубки в месяц;

* компании, занимающиеся помимо производства и продаж инжиниринговым сопровождением;

* зарубежные поставщики, которые продают опалубку на нашем рынке примерно в том же объеме, что и отечественные компании, хотя эта опалубка и стоит в среднем в два раза дороже.

В качестве краткого комментария здесь следует сказать, что 99 процентов производителей в России - это производители не опалубки, а элементов опалубочных систем - щита, замка, стойки и т.д. Поэтому сегмент рынка, который связан со сложными монолитными строениями (мосты, эстакады, тоннели и т.д.), где опалубка нужна именно в системе, сегодня на 85-90 процентов занимают зарубежные поставщики.

"Прорыв" в этом направлении, как мы уже говорили, ожидается в скором времени: к концу нынешнего года в России должны появиться как минимум три компании, которые будут производить продукцию надлежащего качества в одном из сегментов рынка.
Конкретно речь идет о стеновой опалубке для строительства жилых зданий.

Что касается дальнейших перспектив производства опалубки в России, то она обусловлена многими факторами. Прежде всего надо иметь в виду, что компании, которые собираются позиционировать себя как в качестве производителей опалубочных систем на рынке для монолитного строительства, должны пройти для этого немалый путь. Ведь для производства своей системы необходимо создать проектный и конструкторский отделы, иметь грамотных шеф-монтажников, руководителей проектов. Такое производство требует очень больших капиталовложений (примерно 500 миллионов рублей). К тому же специалистов в области опалубочных систем, повторяем, в России не так много.

Ориентировочным при создании такой компании и приближении ее к европейскому уровню может служить срок в десять лет. Поэтому если сейчас начинать все с нуля, да еще при полном отсутствии помощи со стороны государства, перспективы, на первый взгляд, выглядят не очень радужно. Если - не безнадежно...
Россия, однако, страна парадоксов. И то, что кажется невероятным сегодня, вполне может оказаться реальным уже на завтрашний день.Как говорится, поживем - увидим.

- Самая простая и распространенная опалубка перекрытий.
- Опалубочный модуль (стол). Незаменим при скоростном строительстве.


Читайте также: Опалубка фундаментной плиты


Похожие статьи:
Товары строительные вашего региона:


Своё мнение:

Ваше имя *
Сообщение *
Код
Введите код *