Наверх
Ваш регион: Новороссийск
Выбрать регион
Добавить фирму

Лизинг, сближающий страны

Лизинговой конфедерацией СНГ при поддержке Исполкома СНГ намечено проведение 14 - 15 апреля 2003 г. в Москве (Новый Арбат, 36) Межгосударственного форума "СНГ. Лизинг и капитал", а также специализированной выставки, где предполагается комплексно рассмотреть круг проблем, связанных с реализацией проектов и программ межгосударственного лизинга экспортно-ориентированной промышленной продукции СНГ.

Накануне форума редакция всероссийского журнала "Строительство" попросила компетентных специалистов Конфедерации сделать обзор сложившихся лизинговых отношений в России и в целом по странам Содружества.

Во всем мире лизинговый механизм стал одним из основных и наиболее удобных для предприятий способов финансирования закупки основных фондов, а тот факт, что в течение всего срока договора объект лизинга остается в собственности лизингодателя, обуславливает повышенную надежность этого инструмента для инвестора. Благодаря именно этому фактору лизинг значительно потеснил все остальные инструменты в сегменте финансирования предприятий сроком более трех лет. И в этом отношении лизинг действительно можно назвать альтернативой традиционному банковскому кредиту: уже сейчас некоторые российские банки, как, например, банк "Авангард", предлагают кредиты сроком до двух лет, а более долгосрочное финансирование осуществляют по лизинговому механизму.

РОССИЯ: ОБЪЕМ ЛИЗИНГА НЕВЕЛИК, НО ВЫБРАН ПРАВИЛЬНЫЙ КУРС

Развитию лизинга в России, увеличению его доступности для широкого круга заемщиков способствуют благоприятные законодательные изменения. Наиболее существенные из них - отмена лицензирования лизинговых компаний, положение об отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции, право использовать ускоренную амортизацию объекта лизинга с коэффициентом до 3, что снижает объем налога на имущество у лизингополучателя. Лизинг стал важным инструментом для развития таких отраслей в России, как производство телекоммуникационного оборудования, автотранспорта, сельскохозяйственной продукции, авиатехники.Уже сейчас можно наблюдать значительный рост этих сегментов лизингового рынка: в рейтинге лизинговых компаний по показателю объема профинансированных средств в 2002 г. в первую десятку вошли такие государственные компании, как "Росагролизинг", "Ильюшин Финанс Ко.", авиационная лизинговая компания "Туполев". Из всего объема средств, профинансированных по договорам лизинга в 2002 г. пятьюдесятью крупнейшими компаниями, 40% средств (270 млн долл.) приходятся на государственные компании.

Самой главной тенденцией на российском лизинговом рынке, стала тенденция к увеличению независимости лизинговых компаний от своих изначальных учредителей и, следовательно, к увеличению их рыночной ориентации. Дело в том, что изначально лизинговые компании создавались при нескольких основных типах учредителей - банках, поставщиках оборудования и транспорта, государственных структурах, ФПГ и были призваны прежде всего обслуживать потребности своих учредителей. Поэтому довольно долгое время лизинг хотя и существовал в России, но реально не был доступен для рыночных клиентов. В настоящее время учредители, да и сами лизинговые компании, осознали, насколько эффективен лизинговый бизнес в России, где спрос на этот инструмент пока еще значительно превышает возможности предложения. Из обслуживающих подразделений некоторые лизинговые компании превратились в профит-центры для учредителей; другие стали отдаляться, накапливая собственный капитал, самостоятельно находя новые источники финансирования и отбирая клиентов на конкурентной основе.

Разумеется, у лизинговых компаний в России есть и немало проблем. Среди них - трудности с возвратом оборудования в случае нарушения условий договора лизингополучателем. В первую очередь это обусловлено неэффективностью судебной системы и практики, но проблема, связанная с изъятием оборудования, побывавшего в употреблении, заключается еще и в трудности его реализации, ведь вторичные рынки развиты пока мало. Лизинговое законодательство также еще не вполне совершенно. Например, неэффективное таможенное регулирование становится препятствием для масштабного развития международного лизинга, а отсутствие льгот для оперативного лизинга (аренды) обуславливает его крайне слабое развитие. В конечном итоге все это предопределяет более высокие ставки для лизингополучателей и трудности с нахождением лизинговой компании, готовой профинансировать необходимый заказчику проект.

Скажем откровенно: возможности российского лизингового плацдарма осваиваются медленно.

Например, доля лизинга России в общем объеме лизинга пятидесяти первых лизинговых государств мира составляет всего 0,28% (Тайваня - 0,3%, Польши - 0,39%, Германии - 7,6%, Японии - 15,3%, США - 47,7%). В этом списке Россия занимает 28-е место. Такая статистика влечет не очень лестную оценку нашей экономики со стороны мирового лизингового сообщества. Однако преимущество лизинга для заемщиков во многих случаях обусловлено именно тем, что лизинговые компании готовы предоставлять финансирование под многие проекты, которые показались бы слишком рискованными для банков. Лизинг в России в целом вообще больше напоминает инструмент проектного финансирования. Лизинговые компании зачастую готовы принимать значительно менее ликвидное обеспечение, чем банки, и кроме того уделяют большое дружеское внимание бизнес-плану проекта заказчика, под который он и хочет привлечь финансирование. Насущной проблемой лизингодателей являются не столько дефолты, сколько частые задержки платежей лизингополучателями. Поэтому качество проекта и соответственно бизнес-плана у заказчика имеет для лизинговой компании не меньшее значение, чем наличие обеспечения.

В эффективной организации лизинговой сделки большое значение имеет наличие стабильных отношений с поставщиком оборудования либо у лизингодателя, либо у лизингополучателя. В любом случае стабильные отношения с поставщиком позволяют лизингополучателю обеспечить себе ряд преимуществ: предоставление коммерческого кредита, гарантий обратного выкупа оборудования, скидок на партию продукции, предоставления сервисных услуг и прочего. В целом лизинговые компании готовы индивидуально подходить к клиенту, совместно с ним вырабатывать оптимальные условия договора, например устанавливать гибкий график платежей, исходя из особенностей (например сезонности) денежных потоков у лизингополучателя, предоставлять дополнительные услуги, помогающие более эффективно осуществить проект в целом.

Для развития лизинга в России в настоящее время нет значительных препятствий. Недостаточная эффективность законодательства, неразвитость вторичных рынков оборудования, недостаток длинных кредитных ресурсов - и все это проблемы инфраструктуры, обусловленные "юностью" этого рынка. Законодательство постепенно улучшается. С приобретением большего опыта использования лизингового механизма как у заемщиков, так и у лизинговых компаний, станет крепнуть взаимодоверие сторон. В целом лизинговые компании России находятся сейчас в довольно благополучных условиях, что позволяет им быстро наращивать собственный капитал, увеличивать и диверсифицировать лизинговый портфель, расширять сотрудничество с инвесторами, в том числе с иностранными, например - в пределах СНГ.

Ожидаемое введение новых международных стандартов регулирования достаточности банковского капитала "Базель 2" приведет к тому, что банки в развивающихся странах в большинстве случаев будут вынуждены предъявлять еще более строгие требования к заемщикам. Несомненно, все это даст дополнительный импульс развитию менее зарегулированного лизингового бизнеса.

Анализ мирового опыта показывает, что лизинговые операции уже давно стали существенным фактором стабилизации и развития экономики во многих странах. При помощи лизинга финансируется сделок с новым оборудованием, машинами и механизмами столько же, сколько за счет прямых иностранных инвестиций.

СНГ; ПОРА ОБОБЩИТЬ НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ

Лизинг техники и оборудования в рамках государств - участников СНГ - одна из наиболее перспективных форм развития инвестиционной активности в Содружестве, способствующей обновлению основных фондов и модернизации производства в каждой независимой стране. Лизинг - это приток продукции национальных производителей на внутренний потребительский рынок, восстановление и развитие интеграционных связей между государствами - участниками СНГ.

Рынок лизинговых операций в СНГ оценивается экспертами как чрезвычайно емкий, способный принести значительные доходы его участникам и ощутимый социальный эффект. Прогнозируемый объем лизинговых операций в Содружестве может составить в ближайшее время более 6 млрд долларов США в год.

Наибольшее развитие лизинг получил в Республиках Беларусь и Казахстан, в России и на Украине. По лизингу осуществляются поставки тракторов и грузовых автомобилей из Беларуси, самолетов из России, машиностроительной продукции из Украины. Экономическое пространство этих стран - хороший плацдарм для наращивания объемов межгосударственных лизинговых операций.

Базовым документом лизинговой деятельности в СНГ является Конвенция о межгосударственном лизинге, утвержденная Советом глав правительств СНГ 25 ноября 1998 г. в г. Москве и вступившая в силу с 30 августа 2001 г. после ратификации рядом государств - участников СНГ. Организационной основой Конвенции стала Лизинговая конфедерация СНГ, учрежденная 24 декабря 1997 года в качестве открытой некоммерческой организации, мобилизующей свои средства на наиболее эффективное содействие развитию межгосударственного лизинга в государствах-участниках СНГ. Конфедерация учреждена национальными лизинговыми ассоциациями (союзами) Республики Беларусь, Республики Казахстан, России и Украины, Российским союзом промышленников и предпринимателей, ассоциациями российских банков и рядом других организаций - всего 21 учредитель и 59 членов.

Московская Конвенция, Устав Конфедерации, национальное законодательство в сочетании с Конвенцией о Международной финансовой аренде формируют в СНГ единое правовое поле, благоприятное для осуществления лизинговых сделок хозяйствующих субъектов государств- участников СНГ. Дальнейшее совершенствование правовых основ, условий и механизма осуществления межгосударственного лизинга с целью организации разработки и исполнения межгосударственных лизинговых проектов и программ, а также формирование отраслевой и территориальной инфраструктуры сервисного обслуживания межгосударственного лизинга ведется в соответствии с Программой действий по развитию СНГ на период до 2005 года.

Первостепенной задачей является всемерное содействие гармонизации национального законодательства по лизингу и формирование единого правового лизингового пространства СНГ. Наиболее активно законотворчество по лизинговой деятельности проходит в Республиках Беларусь и Казахстан, в Российской Федерации и на Украине. Нормативно-правовые документы, регламентирующие лизинг, действуют в Азербайджанской Республике, Республике Кыргызстан, Республиках Молдова и Таджикистан.

В Грузии принят Закон "О содействии лизинговой деятельности", в Узбекистане вступил в силу указ Президента Республики о стимулировании лизинговой деятельности, которым лизинговые операции освобождаются от всех существенных налоговых платежей, затруднявших прежде развитие лизингового сектора и создающего равные условия для банковского кредитования и лизинга.

Для улучшения условий лизинговой деятельности в СНГ и выработки единых подходов к правовым аспектам решения существующих проблем межгосударственного лизинга назрела необходимость проведения в ближайшей перспективе совместных межпарламентских слушаний по данному вопросу с выработкой рекомендаций по гармонизации лизингового законодательства, в том числе с рассмотрением возможности разработки и принятия модельного закона о лизинге и дальнейшем использовании его положений в национальных законодательствах.

Важнейшим условием развития межгосударственной лизинговой деятельности является определение ее приоритетных направлений в государствах Содружества. Одним из таких приоритетов по решению Экономического совета СНГ было выбрано осуществление государственной поддержки межгосударственного лизинга транспортных средств, сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, создание Межгосударственной инвестиционной лизинговой корпорации, что позволило бы оживить промышленное производство большинства отраслей стран Содружества. В связи с этим Лизинговой конфедерацией СНГ и Исполкомом СНГ совместно с группой ученых и специалистов подготовлен проект концепции развития лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов в государствах - участниках СНГ, определяющий осно


Ваше мнение:


Введите код: