Наверх

Ваш регион:

Россия


Да, верно! Выбрать другой

Финансовое оздоровление: в поисках выхода

Проблему законодательного оздоровления кредитного рынка необходимо рассматривать с учетом мнений всех его участников. Пока же непонятно, каким образом кредитные организации должны взыскивать долги с недобросовестных или оказавшихся в сложном положении заемщиков, а такая неопределенность приводит к сокращению объемов кредитования и росту ставок.

Президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян уверен, что говорить о каких-то нюансах в финансовом оздоровлении и банкротстве пока продолжается кризис, не совсем верно. Хотя бы потому, что в условиях кризиса мы находимся перманентно, а проблемы, которые должен решить обсуждаемый законопроект, никак с ним не связаны. Та ситуация, которая возникла сейчас, лишь обострила хроническое невыполнение обязательств заемщиков перед кредитными организациями.

На самом же деле большая часть этих проблем связана с неэффективностью системы — и судопроизводства, и правоприменителей. «Система государственной защиты участников рынка у нас очень слаба. И каждая из сторон закладывает в свой бизнес большие риски. А это сдерживает как возможность развития, так и кредитования», - охарактеризовал ситуацию Г.А. Тосунян.

Почему сегодня так обострилась проблема возврата кредитов? Потому что процентная политика длительное время была вне поля зрения государственных ведомств. Считалось, что 12-15% в условиях стабильной национальной валюты - явление нормальное. Но как только появились ожидания невозврата выданных кредитов, усиленные девальвационными настроениями и неопределенностью в завтрашнем дне, сразу возник и дополнительный процентный навес. Процентная ставка зашкаливает порой за 30%.

Нужны специальные усилия государства

Финансовое оздоровление должно идти в первую очередь от государственной политики. Она должна включать несколько направлений.

Первое - создание процедур по обеспечению защиты участников рынка, которые столкнулись с проблемами недобросовестного исполнения или неисполнения обязательств со стороны контрагентов. Второе - политика по снижению процентной ставки. В новом проекте денежно-кредитной политики Банка России и правительства, увы, об этом почти ничего не говорится, и все претензии направлены в адрес кредитных организаций. Третье - нужно правоохранительное обеспечение. Четвертое - необходимо решать вопросы, связанные с общей культурой кредитования: в условиях перманентного кризиса все сильнее ощущаются настроения, что ссуды банкам возвращать необязательно.

Вопросы культуры, финансового просвещения, выработки определенного национального менталитета Г.А. Тосунян назвал важнейшей составляющей экономики, без которой невозможно дальнейшее развитие. Он пояснил: «Конечно, добросовестного заемщика тяжелее находить при ставках в 20-30%. Но когда процентные ставки 5-10%, уровень состояния бизнеса совершенно иной, и, соответственно, другое понимание обязательств, нет ощущения, что ты должен отдать львиную долю бизнеса».

Сегодня просроченная задолженность растет. По официальной статистике, она находится на уровне 5%. Но, по разным оценкам экспертов, к началу 2010 г. объем задолженности ожидается до 15-30% (табл.). Такой разброс ожиданий кроется в различных методиках оценки. Западный подход подразумевает под просроченной задолженностью не только неуплаченную сумму платежей, но и основное тело кредита (после 90-го дня рассрочки). Если заемщик несколько кварталов не делает платежи по кредиту, от него трудно ожидать выплаты и основного тела кредита. Согласно же методике ЦБ РФ, учитываются неуплаченные в срок платежи.

Президент АРБ констатировал явное сокращение кредитования, что спровоцирует увеличение числа банкротств и невыполнения заемщиками своих обязательств. Любой нормальный бизнес, особенно если он долгосрочный, планирует возможность рефинансирования, а оно осуществляется в основном за счет кредитования. «Если не будет специальных усилий государства по развитию кредитования в этих условиях, по снижению процентной ставки, то мы по-прежнему будем упираться в проблему роста просроченной задолженности и числа банкротств», - сделал вывод президент Ассоциации российских банков.

О системе страхования банковских активов

Сегодня, когда банки вынуждены формировать довольно серьезные резервы, надо учитывать еще и необходимость рекапитализации при различных сценариях роста просроченной задолженности.

«В случае 15%-ной просрочки для рекапитализации понадобится 1,5 трлн руб. Хотя Ассоциация российских банков ожидает уровень просрочки не выше 10%», - уточнил Г.А. Тосунян. Однако он напомнил, что пока ни одна из фундаментальных проблем кредитной системы за минувший год решена не была. Единственный серьезный позитив - снижение ставки рефинансирования. Но этого недостаточно. Потому что рынок связал этот сигнал с ростом цены на нефть и находится пока в ожидании. Нужна гораздо более убедительная и устойчивая тенденция по ставке рефинансирования. Тогда станут снижать свои процентные ставки и кредитные организации.

Специально созданная комиссия АРБ разработала целую систему страхования банковских активов. Чтобы обеспечить рыночный подход, необходимо привлечь независимые оценочные и управляющие компании, которые оценивали бы «плохие» активы. В АРБ считают, что соответствующие процедуры оздоровления должны работать в первую очередь в системе координат кредитных организаций. Если они не сумеют расчистить свой собственный баланс, то финансовое оздоровление останется лишь на бумаге, какие бы хорошие ни были приняты законодательные решения.

Конечно, банкам выгодней реструктурировать долг, но это нужно прописать на двусторонней основе. И под это дело должно быть обеспечение. «В противном случае мы поставим всю экономику в весьма неустойчивое положение, потому что нет ничего страшнее массового банкротства или массового неисполнения обязательств со стороны кредитных организаций. Этого допустить нельзя», - напомнил Г.А. Тосунян.

Подготовила Светлана БОГДАНОВА

СПРАВКА

Группой банков и компаний с участием Ассоциации российских банков, Deutsche Bank и Clifford Chance обсуждаются 8 принципов реструктуризации (при наличии нескольких кредиторов одного заемщика):

1. Сотрудничество кредиторов;

2. Мораторий на взыскание задолженности;

3. Соблюдение должником правил на период моратория;

4. Координация действий кредиторов (создание комитетов);

5. Раскрытие должником информации в период моратория (об активах, обязательствах, о деятельности и перспективах развития);

6. Учет интересов других кредиторов в период моратория;

7. Равный доступ всех кредиторов к раскрываемой должником информации;

8. Приоритет при погашении задолженности, полученной в период действия моратория.

Прогноз просроченной задолженности к началу 2010 г.


Ваше мнение:


Введите код:
LobzikovRU