Наверх

Ваш регион:

Россия


Да, верно! Выбрать другой

Федор Лячин: лифт - это робот, который должен думать за всех!

Самый массовый городской транспорт сегодня - вертикальный, то есть лифт. Ибо почти каждый житель многоэтажного дома пользуется им, покидая свою квартиру или возвращаясь в нее. В связи с этим многие склонны относить лифт к транспорту социальной важности. Как обстоят сегодня дела в лифтовой отрасли? Какие проблемы решают специалисты? Что нам ждать от отечественных лифтовиков в перспективе?

На эти и другие темы наш корреспондент беседует с генеральным директором Объединения предприятий лифтовой отрасли (АК "Лифт"), председателем Технического комитета "Лифты, строительные подъемники, эскалаторы", членом правления Российского союза товаропроизводителей, академиком РАПК Федором ЛЯЧИНЫМ.

- Одним из условий вступления России в ВТО является выполнение Закона "О техническом регулировании". А это прежде всего означает, что в каждой отрасли должны быть созданы технические регламенты. Как с этим обстоит у лифтостроителей?

- Как вы знаете, после выхода Закона "О техническом регулировании" был создан Национальный институт по техническому регулированию, а также Департамент по техническому регулированию в Минпромэнерго, которые создают общие технические регламенты. А уже на их базе разрабатываются специальные технические регламенты по направлениям, в частности и по лифтам. Как председатель Технического комитета "Лифты, строительные подъемники, эскалаторы" я регулярно присутствую на заседаниях департамента Минпромэнерго, где нам представляют проекты общих технических регламентов.

Вокруг регламентов идет много споров по поводу того, какими стандартами они будут поддерживаться, поскольку теперь стандарты не являются обязательной структурой для выполнения. Мы в техническом комитете придерживаемся той точки зрения, что специальный технический регламент не должен быть "оцифрован", т.е. там должны быть общие требования безопасности, а конкретные цифры, которые будут определять параметрические характеристики изделий, должны быть записаны в стандартах, "подпирающих" специальные техрегламенты.

В начале сентября прошло заседание технического комитета, на котором присутствовали все специалисты, причастные к этой работе. На заседании были озвучены существовавшие на тот момент четыре варианта регламента по безопасности лифтов. И все они были признаны несостоятельными, не соответствующими ни духу времени, ни духу сегодняшних требований к лифтовому оборудованию, кроме того, они были мало в чем гармонизированы с требованиями международных директив в этой области. Поэтому приняли решение создать новую рабочую группу, которая подготовит новый проект технического регламента.

Кроме того, у нас есть организация - Инженерно-консультативный центр по технической безопасности лифтов "ИНЖТЕХЛИФТ", которому поручено координировать эту работу.

Так что, по сути дела, несмотря на то, что уже разработаны и концепция регламента, и структура проекта, и четыре варианта регламента, вся работа над ним сегодня снова находится на начальном этапе. На заседании было поручено в сентябре создать новую редакцию, а дальше работать по замечаниям и предложениям, и к февралю 2006 года всю работу завершить.

Очень приятно, что на заседании было принято решение о том, чтобы к нашему специальному техническому регламенту был приложен перечень гармонизированных с международными директивами стандартов. Они частично уже разработаны, мы в комитете этим активно занимаемся. Например, созданы стандарты по пожарной безопасности, по электромагнитной эмиссии, по различным видам испытаний. Впервые, например, создан стандарт по риск-анализу. Он позволяет теоретически рассчитать безопасность лифта, весьма достоверно предположить, где слабые места, где и что нужно усилить и т.д. Он определяет, что можно доверить теоретическим расчетам, а что требует практической проверки в виде лабораторных или объектных испытаний.

Остальные стандарты будут разработаны в недалеком времени.

- Сегодня около 60% лифтового парка страны - а это около 240 тысяч лифтов, установленных в жилых домах, - отработали свой ресурс и требуют замены или модернизации.

Как обстоят дела с Федеральной программой модернизации лифтов? Она существует?

- С федеральной программой ситуация такая. Мы интенсивно занимались несколько лет ее разработкой и к августу 2003 года уже прошли все инстанции, получили все необходимые визы в Госдуме, во всех необходимых министерствах, был определен государственный заказчик - Госстрой России. Программа была четко расписана по годам, мы собрали все сведения из регионов. Они согласились участвовать в ее финансировании на условиях 60% - государственное финансирование, 40% - региональные деньги. Был подготовлен проект постановления Правительства по включению в бюджет отдельной строки по замене лифтового парка страны на основании тех документов, которые мы подготовили и которые были завизированы. После трех лет интенсивной работы к концу 2003 года мы уже готовились, что называется, пожинать плоды, как внезапно Президент объявил о реорганизации системы государственной власти. И вся проделанная работа мгновенно потеряла смысл.

После реформы мы два года ждали, но реорганизация не завершилась до сих пор. Например, в Госнадзоре - Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору - до сих пор нет постоянного руководителя, лишь временно исполняющий обязанности. А все службы переходят из одного министерства в другое. Поэтому провести повторно всю эту огромную работу по подготовке федеральной целевой программы мы пока не смогли. И вообще эта неопределенность сильно тормозит поступательное движение отрасли.

- Жаль, что столько усилий пропало зря! Но давайте перейдем к сегодняшним реалиям лифтостроения. Какие тенденции наблюдаются сегодня в этой отрасли? Что наиболее востребовано рынком?

- Главные тенденции, технологические и дизайнерские новшества, которые появились в отрасли, лучше всего видны на крупных выставках, одной из которых стала отечественная выставка международного уровня "ЛИФТЭКС-ПО". Весной этого года она прошла в Москве второй раз.

На этот раз было много иностранных лифтовиков, и мы получили очень хорошее представление о том, куда идет лифтостроительный мир, какие новшества появились, на каком уровне находимся мы - где отстаем, а где опережаем.

Есть решения, которые мы у них принимаем, а есть и такие, которые бы им впору нас перенимать. Например, группой российских специалистов была разработана распределенная система управления. Она впервые в лифтовой отрасли получила Государственную премию. Такой системы в мире нигде нет. Это абсолютно новое слово в управлении лифтами, в системе безопасной эксплуатации, безопасной работы обслуживающего персонала. Эта система более точная, менее энергоемкая, в ней много достоинств. Она сейчас внедряется, в частности, на Щербинском лифтостротельном заводе.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, что она дает?

- Прежде всего ускорение и удешевление монтажа самой этой системы, возможность привлечения для этого менее квалифицированных рабочих, так как она гораздо проще в монтаже. Более широкими становятся сами возможности управления лифтом. Она позволяет включать в себя новые функции, то есть может развиваться уже в процессе эксплуатации. Наконец, она дает более широкие комфортные характеристики для пассажира, который едет в кабине.

Еще одна интересная новая разработка, за которой будущее, - главный приводе частотным регулятором. Он, к примеру, позволяет настолько плавно отправлять кабину лифта с этажа, что пассажиры даже не чувствуют момент начала движения. Благодаря такому безредукторному приводу заметно снижены шумы и отсутствует вибрация при движении кабины. Новые лебедки не требуют обслуживания, нужно лишь раз в семь лет заменять в них ремни независимо от их состояния. Должно быть только плановое обслуживание.

Частотное регулирование сейчас используется и в приводе дверей. Привод дверей с частотным регулятором позволяет программировать скорость движения дверей, быстро открывать или закрывать их с плавной доводкой в конце движения. Программное регулирование процесса закрывания и открывания дает возможность настроить привод дверей под нужды любого конкретного объекта, а за счет мягкого примыкания обеспечивается безопасность пассажиров. При этом в таких дверях обычно устанавливают не один лучевой датчик, а делают световой занавес - это повышает вероятность того, что закрывающаяся дверь не зажмет пассажира или его багаж.

Вообще сегодняшний лифт - это машина-робот, обладающий определенным интеллектом. Пассажир лифта может быть нем угодно - инвалидом, ребенком, престарелым человеком с ограниченными возможностями движения - и в любом случае о его безопасности должен заботиться лифт. Лифт должен "думать" за всех - к этому мы стремимся.

Рост интеллектуальных возможностей лифта позволяет включать в диспетчеризацию распознавание неисправностей. Иначе говоря, сегодняшний лифт в случае поломки сам сообщает диспетчеру о том, какая система вышла из строя. Это значит, что электромеханик, который отправляется по вызову на неисправность лифта, уже заранее знает, что именно вышло из строя, а не ищет неполадку методом "научного тыка".

Это, вкратце, - технические и технологические новшества, которые применяются в современных лифтах. Однако главное направление в совершенствовании лифтов на нынешнем этапе все же не в этом, а в разнообразии номенклатуры и сфер применения лифтов. Именно это выходит сегодня на первое место. В качестве примера можно привести автомобильные лифты, предназначенные для перевозки машин в гараж. 6 Москве, к примеру, мало свободных территорий, чтобы устраивать у многоярусных гаражей пандусы для въезда автомобилей (они требуют дополнительно до 30% от площади, занимаемой самим гаражом). Единственно правильный выход - автолифт.

Сегодня становятся востребованными автомобильные лифты на несколько машин. Например, если семья живет в коттедже и имеет несколько машин. В этом случае подойдет так называемый вертикальный передвижной гараж - то есть лифт, в котором машины помещаются на разных уровнях, а когда той или иной машине нужно выехать, ее поднимают до уровня земли.

В последнее время появляются и становятся модными специальные лифты для двухуровневых квартир, а также для коттеджей.

Но помимо бытовых развиваются и лифты производственного применения, например для обслуживания линий электропередач, для башенных кранов. Кстати, последние у нас и в советское время делали, но очень неохотно - экономили деньги. Тем не менее, надо иметь в виду, что для крановщика подъем на верх без лифта, если строится дом высотой порядка двадцати этажей, занимает около полутора часов!

Востребованы сегодня лифты для нефтяных полу погружных платформ, для обслуживания нефтяных вышек. И конечно же лифты для военных целей. Например, стратегические ракеты находятся в шахтах глубиной около километра. Саму ракету, пусковые установки нужно обслуживать, поэтому там устраиваются лифты для обслуживающего персонала.

Есть лифты и на атомных подводных лодках! Ведь их высота - с пятиэтажный дом! В современной подводной лодке насчитывается до двух десятков лифтов, причем не только для персонала, но и специальные, в частности камбузные - для подъема пищи, посуды и т.д.

Сегодня становится обычным делом устанавливать лифты на морских пляжах, в частности в Сочи, в Форосе и т.д., там, где дома отдыха и санатории находятся на значительной высоте над береговой полосой. Это специальные уличные панорамные лифты, которые спускают отдыхающих к морю.

Одним из важнейших направлений в лифтостроении, которое пока мало разработано у нас в стране, - подъемники для инвалидов, которыми должны быть оборудованы надземные переходы. Сегодня инвалид-колясочник не может, например, пересечь третье транспортное кольцо Москвы. Все переходы оборудованы шахтами для лифтов, но сами лифты для инвалидов не установлены. То же касается и МКАДа, где подъемники в шахты надземных переходов тоже не установлены. Их просто сегодня нет в действительности. К ним предъявляется очень много особых требований, ведь они должны безотказно работать и в мороз, и в жару, иметь очень надежную защиту от вандалов... Очень важный вопрос - как обеспечить экстренную работу аварийной службы? Представьте, если зимой при минус 25гр. инвалид застрял в таком лифте - сколько времени он сможет выдержать в этой ледяной "консервной банке" без движения, пока приедет аварийная служба и вызволит его оттуда? Все эти непростые вопросы мы решили и такиелифты разработали. Однако нет денег на их производство и установку.

- Сегодня в крупных городах России, особенно в Москве, все интенсивнее ведется высотное строительство. Высотный дом вообще немыслим без лифтов. Предъявляются ли к этим подъемникам какие-то особые требования?

- Да. Там должны быть совсем другие лифты, нежели в обычных домах. В высотках должна быть избирательная система управления лифтами, должны быть подъемники как скоростные, так и обычного типа. Такая система управления должна показывать пассажиру, в какой лифт ему нужно садиться, если, скажем, нужно подняться на 67 этаж. Она укажет тот лифт, который быстро "проскочит" без остановок зону в 60 этажей и начнет останавливаться лишь с 61-го.

Высотки - это многофункциональные здания, в которых расположены торговые помещения, офисные, а над ними - жилые. И для каждой зоны должны быть свои лифты.

Много вопросов по высотным лифтам возникает и в связи с разреженностью воздушной среды при большой высоте шахт, там нужно создавать искусственный подпор воздуха, чтобы кабина находилась в одинаковых условиях на всех этажах, как на нижних, так и на самых верхних. В ряде случаев нужно устраивать пересадочные этажи.

Все это предъявляет к высотным лифтам совершенно новые требования, которые мы сейчас разрабатываем и включим в стандарты, подкрепляющие технический регламент.

- Один из моментов, который тревожит отечественных производителей лифтов, - экспансия на российский рынок иностранных производителей. Есть ли тут угроза для отечественного лифтостроения и насколько она сильна?

- Да, иностранные фирмы проводят серьезные обследования российского рынка, и, поскольку потребности у нас большие, мы интересны для зарубежных производителей. Но эта ситуация не вполне отвечает нашим нуждам. Во-первых, нельзя доводить отечественное лифтостроение до уничтожения, во-вторых, из-за рубежа нам зачастую преподносится продукция отнюдь не того качества, которое должно соответствовать известному бренду, а в-третьих, нас не устраивает ценовая политика иностранцев, особенно когда речь идет о госзаказах. Если частник, если очень захочет иметь лифт престижной марки, может себе позволить переплатить за бренд, то государство, особенно когда речь идет о массовом строительстве, переплачивать просто не имеет права. Мы пытаемся от этого защититься, но вступление в ВТО нам сильно в этом помешает. Понятно, что в массовое жилье нужно ставить наши лифты: они отвечают нашему менталитету, обладают хорошей вандалозащищенностью, что для нашей страны особенно актуально, наконец, они соответствуют и нашему обслуживающему персоналу. Одно дело обслуживать знакомый отечественный лифт, другое - малоизвестный импортный.

Еще один момент, который очень беспокоит: все импортные лифты приходят с "черными ящиками", которые обеспечивают контролируемость и управляемость систем управления лифтами. Без такого "черного ящика" сделать ничего нельзя. А значит, мы не можем, купив зарубежный лифт, ввести его в эксплуатацию и эксплуатировать без помощи производителей. А у них политика такая: лифт продают дешевле, со скидкой, зато потом каждая запчасть оказывается процентов на 30 дороже, дороже и вызов на обслуживание. То есть на эксплуатации они легко "отбивают" первоначальное снижение цены!Это - настоящая ловушка, которой надо всячески избегать.

Наиболее активная конкуренция сейчас просматривается со стороны китайских лифтовиков. У них весьма агрессивный настрой в плане завоевания нашего рынка, уже сейчас у нас возникают с ними трения. Тут опасность для нас еще вот в чем. Китайские лифтостроительные компании, к примеру "BLT", которая активнее других китайских фирм продвигается на наш рынок, на пять лет освобождены у себя на родине от налогов. Поэтому сейчас они могут сильно демпинговая по ценам. Но со временем, когда их налоговые льготы кончатся, цены возрастут. Если они уже широко войдут на наш рынок, то для нас это обернется значительными расходами, тем более при эксплуатации уже установленных машин. Потому что те же запчасти вырастут в цене многократно, причем как раз ко времени, когда у купивших китайские лифты заказчиков настанет в них нужда.

Тем не менее, нужно очень грамотно дистанцировать то, что нам интересно, а не отказываться сходу напрочь. Иностранное влияние нужно держать под контролем.

- Будем надеяться, что так оно и произойдет, и отечественное лифтостроение будет и далее интенсивно развиваться. Спасибо за беседу!


Ваше мнение:


Введите код: