Наверх
Ваш регион: Тульская область
Выбрать регион
Добавить фирму

Цементный рынок: мощности станут избыточными

Компенсируя дефицит


Цементный бум в России, связанный с увеличившимися доходами нефтегазового сектора, стабилизацией экономики, а также общим ростом доходов, продолжается. При этом многое по-прежнему зависит от стимулирования государством развития различных инфраструктур, проектов и поддержки жилищного строительства. Официальные планы предусматривают увеличение объемов последнего к 2010 г. до 90 млн кв. м в год, что компенсирует огромный дефицит в строительстве, сложившийся в последние годы.

Как явствует из доклада д-ра Джо Хардера из фирмы "ВанСтоун Консалтинг Групп" (OneStone Consulting Group, Германия), будущее российской цементной отрасли находится в прямой зависимости от строительного рынка, который развивается очень быстрыми темпами. Достаточно сказать, что рост объема строительства в России в 2009 году на 27 процентов превысил рост ВВП. Потребление цемента в 2010 году, по оценке докладчика, возрастет до 89 млн тонн. До 2011 года прогнозируется ввод по меньшей мере 71 млн т/год новых мощностей, что почти эквивалентно аналогичному показателю в США. При этом "пик" ввода придется на 2009 год. Многие компании декларируют свои намерения о перевооружении старых заводов и строительстве новых. Например, холдинг "Евроцемент" уже объявил об инвестиционных программах в 8 млрд долларов. Загрузка мощностей компаний в 2010 году может возрасти примерно до 81 процента.

Цементный рынок

Растущий спрос на цемент и благоприятное соотношение цены и издержек привлекло на российский рынок большое количество новых инвесторов. Вместе с тем для западных аналитиков очевидно, что параллельно с освоением запланированных инвестиций будет иметь место значительное сокращение числа существующих производств, что еще более улучшит доходность цементного производства в России.

Все это вызывает в среде цементников вполне понятный оптимизм, но и проблемы в этом секторе промышленности стройматериалов тоже существуют немалые. Прежде всего это транспортные издержки: среднее расстояние перевозки цемента, от места его производства до заказчика, составляет 510 километров.

Российская цементная промышленность менее дифференцирована, чем западная. 10 производителей занимают более 80 процентов всех задействованных мощностей. При этом холдингу "Евроцементу" принадлежат 13 заводов, или 40 процентов всего рынка, что "в разы" превышает показатели следующих за ним конкурентов - компаний "Сибирский цемент", "Новороссцемент", "Альфа Цемент" и других.

Потребление цемента на душу населения в России составляет примерно 370 кг (по данным 2008 года, рис. 8), в то время как в ведущих странах Западной Европы, Германии и Франции - 500 - 600 кг (а, например, в Сингапуре приходится и вовсе более 1000 кг на человека).

До сих пор на большинстве цементных производственных линий используется "мокрый" способ производства. Большинство заводов, которые используют этот способ, были построены в 50-х-70-х годах, когда цементная промышленность вошла в период стремительного роста. Финансовые и временные затраты на содержание производственных линий со старыми печами, некоторым из которых уже по 60 лет, постоянно увеличиваются, а их энергопотребление примерно в два раза выше, чем у современных печей, используемых на производственных линиях, работающих "сухим" способом.

Нехватка будет отнюдь не вечной...

Оценку доктора Хардера в целом подтвердил один из ведущих отечественных аналитиков - руководитель АНТЦ "Алит" Эдуард Большаков. "Российская экономика достаточно активно развивается, мы имеем благоприятную конъюнктуру внешних рынков, особенно сырьевую, у нас реализуется крупная жилищная программа, сейчас появился проект "Сочи-2014" и многие другие проекты. Все это говорит о том, что потребление цемента и дальше будет расти", - заявил он.

Нельзя, однако, забывать о следующем факте: в 2009 году Россия имела сезонный дефицит цемента в пиковые месяцы потребления. Это создает определенное напряжение. И поэтому важно иметь достаточно надежные и четкие прогнозы относительно дальнейшего развития событий на цементном рынке.

В настоящее время сформировалось два основных таких прогноза. Первый заключается в том, что вся потребность строительства в цементе будет компенсироваться его отечественными производителями и проблем в ближайший период у нас быть не должно. Это мнение основывается прежде всего на высокой инвестиционной активности самих производителей.

Но есть и второй прогноз, негативный, который заключается в том, что в среднесрочной перспективе возможен разрыв между растущим спросом и объемом производства в отечественной цементной промышленности.

Реализации этого сценария могут способствовать как серьезные законодательные проблемы в области земле - и недропользования (о них уже не раз говорилось на страницах нашего журнала. - Ред.), так и ограниченный доступ к энергоресурсам со стороны производителей цемента, которым крайне тяжело получить лимиты на электроэнергию и на газ.

Есть и другие "вредные" факторы: дефицит квалифицированных кадров в отрасли, нехватка железных дорог, ограниченность возможностей машиностроительных и монтажных организаций и т.д., и т.п.

Все эти обстоятельства, по мнению Э. Большакова, говорят о том, что более вероятным, если рассматривать краткосрочные и среднесрочные перспективы, является именно второй, "негативный", прогноз.

Каким же образом можно в краткосрочной перспективе, пока наши заводы не наберут необходимую мощность, решить вопрос с дефицитом цемента на рынке?

Это можно сделать за счет импорта. Но, во-первых, в 2010 году в мире насчитывается всего 3 млн тонн "свободного" цемента. Во-вторых, в настоящее время Китай заменяет свои старые предприятия, сокращая более двух тысяч производств. Это может привести к снижению экспортного потенциала крупнейшего мирового производителя. И, в-третьих, общемировое потребление цемента (прежде всего Бразилией, Россией, Индией, Китаем) в ближайшее время только будет возрастать. Хватит ли имеющихся сегодня ресурсов для удовлетворения их потребностей, еще неизвестно.

При оценке перспектив насыщения цементного рынка следует конечно же учитывать и чисто внутренние, сугубо российские, факторы. Например, у нас нет развитой системы терминалов для приема цемента навалом. И, даже если эти терминалы появятся, цементники могут столкнуться с низкой пропускной способностью транспорта внутри России. Так, по заявлениям самих железнодорожников, фактически исчерпаны ресурсы транспортировки цемента из крупнейшего северного порта - Мурманска - внутрь страны. Сомнения в этом плане вызывают и возможности Санкт-Петербургского транспортного узла.

По словам Э. Большакова, на сегодня внутри страны имеются резервы для перевалки всего 5 млн тонн цемента. Поэтому необходимо искать какие-то альтернативные пути. Один из таких путей - импорт клинкера как промежуточного продукта при производстве цемента. Во-первых, у него более высокие сроки хранения, чем у цемента, что позволяет в пиковые моменты потребления создавать резервы для стабилизации ситуации на рынках. Во-вторых, для перевалки клинкера не требуется специальных судов, портовых терминалов и вагонов. Кроме того, за счет клинкера, создавая его запасы в местах максимального потребления цемента, можно добиться снижения объемов перевалки, оптимизации внутренней структуры вяжущих материалов.

Важной задачей остается оптимизация самого потребления цемента. Ведь в 90-е годы прошлого века, когда упали объемы строительства и, соответственно, снизилась цена на цемент, последний использовался очень нерачительно. Колоссальный перерасход цемента был связан прежде всего с тем, что химизация бетонного производства, за счет которой можно было бы сэкономить примерно 15 - 20 процентов клинкера, резко покатилась вниз. Минеральные добавки стали "излишней роскошью", результаты чего мы пожинаем и до сих пор.

За счет использования активных минеральных добавок между тем возможно дополнительно выпустить в 2010 году 10 миллионов тонн цемента.

Сейчас, когда сама экономика подталкивает потребителей цемента к более бережному к нему отношению, есть возможность достаточно эффективно решать все вышеперечисленные проблемы, уверен Эдуард Большаков.

Что касается достаточно низкого душевого потребления цемента в России, о чем упоминал д-р Хардер, то это, по мнению Э. Большакова, не такой уж принципиальный показатель. Аналогичная ситуация складывается, например, в Швеции, где много леса. Для России - страны, обладающей огромным зеленым богатством, более активное использование этого ресурса в строительстве тоже является весьма актуальной задачей.

Вечен ли цементный дефицит? Будет ли он ощущаться в долгосрочной перспективе? Аналитики, выступавшие на конференции, уверены, что нет. В частности, отвечая на вопрос нашего журнала о том, насколько велики запасы полезных ископаемых, необходимых для производства цемента, Э. Большаков отметил: "Таких месторождений в стране достаточно. Другое дело, что мы прекратили их разведку. Поэтому сейчас перед нами стоит задача продолжить работу для формирования прогрессивного роста объемов разведанных запасов.

И в то же время следует задаться вопросом, насколько нам необходимо громадное количество цемента? Ведь рано или поздно мы покроем его дефицит, после чего будет небольшой рост производства и потребления, как это происходит во всем мире".

Отметим, ради справедливости, что пока до этого весьма далеко...

Ясно одно: выполнение национальных программ Правительства России невозможно без увеличения объемов строительства, а это требует обеспечения строительной индустрии цементом в нужном количестве. К 2010 году предстоит увеличить объем его использования в стране на 20 миллионов тонн. Эта задача, как подчеркивалось на конференции, может быть решена прежде всего за счет увеличения производства клинкера, увеличения количества используемых минеральных добавок и - не смотря ни на что - импорта цемента.

***

Мнение эксперта!

По оценке директора ООО "Донская техническая компания" Ирины Государской, в 2010 г. в России возникнет сезонный дефицит цемента - порядка 4 млн тонн. Причиной этого является дефицит производственных мощностей в цементной промышленности. В настоящее время предельные производственные мощности 45 действующих цементных заводов России составляют около

60 млн т в год. Большая часть цемента производится по устаревшему энергоемкому "мокрому" способу. Износ основных фондов цементной промышленности превышает 70%.

Также существуют проблемы с транспортировкой цемента, по оценкам экспертов, в 2010 году не будет хватать специализированных вагонов-цементовозов в объеме грузоперевозок до 10 млн тонн в год.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предлагает создать специальную подпрограмму в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", содержащую ряд мер по развитию промышленности строительных материалов. Среди необходимых мер, по мнению ФАС, - содействие импорту цемента, который будут поставлять крупнейшие мировые производители. Импорт цемента из дальнего зарубежья для России явление достаточно новое, так как рентабельным он стал только в середине прошлого года, когда в стране выросли цены на цемент. На мой взгляд, импортный цемент, прежде всего турецкий и греческий, из-за более низких расходов по его доставке позволит решить проблему сезонного дефицита. Тем более что импортный цемент упакован в мягкие контейнеры (МКР) и перевозится в полувагонах, а полувагон в структуре инвентарного парка ОАО "РЖД" занимает лидирующую позицию - около 40% парка. Появляется возможность быстрой переброски цемента крупными партиями из одних регионов в другие для балансировки рынка.

В нашей стране технологи на заводах ЖБИ привыкли работать на определенных марках цемента определенного производителя и упорно не желают работать на импортном цементе, мотивируя тем, что, допустим, турецкий цемент не подходит по качеству. Однако в Турции, как и во всей Европе, цемент производится по "сухому" способу и соответствует всем европейским, да и российским стандартам (что показывает его успешная сертификация на соответствие нашим ГОСТам).

В создавшемся положении на цементном рынке нужно понимать, что альтернативы импортному цементу, как минимум на ближайшие 10 лет, нет и те предприятия, которые адаптируют свои производства к применению импортного цемента, смогут работать без перебоев и успешно развиваться. Особенно это актуально для предприятий стройиндустрии, перерабатывающих относительно небольшое количество цемента - до 5000 тонн в месяц.




Ваше мнение:


Введите код: